Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Разговор по душам: в чем заключается роль педагога-психолога в современных школах и детских садах

Кто же способен помочь разрешить сложную ситуацию и, что самое главное, ее предотвратить?

05.12.22

У детей в детсадах и школах по мере взросления могут возникнуть проблемы, с которыми в одиночку может не справиться ни самый квалифицированный преподаватель, ни самый опытный родитель. Кто же способен помочь разрешить сложную ситуацию и, что самое главное, ее предотвратить? 

Эту задачу берет на себя педагог-психолог. Несмотря на то что он не ведет уроки и не задает ребятам домашнее задание, он тоже играет важную роль в воспитании и развитии ребенка: учит его разбираться в себе и своих чувствах, жить в ладу с собой и окружающими, принимать решения и многому другому. Подробно о том, чем занимаются школьные психологи, как они развиваются в профессиональном плане и как работают с ребятами, учителями и родителями, рассказали эксперты в рамках онлайн-программы «Образовательная среда».

Развитие имиджа педагога-психолога

Минпросвещения России продолжает развивать психологическую службу в системе образования. На сегодняшний день особенно важны поддержка и развитие профессионального сообщества педагогов-психологов, улучшение имиджа этой профессии.

«Педагог-психолог – это точно такой же член педагогической команды, как учителя-предметники, в том числе классные руководители, представители школьной администрации», – рассказала Лариса Фальковская, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России.

Она также отметила, что психолог в школе или детском саду обладает теми компетенциями, которые помогут сделать образовательный процесс гармоничным и соответствующим запросу и возрастным потребностям детей.

На федеральном уровне развивается система преемственности: школьные психологи сотрудничают и с психологами вузов, и со специалистами в сфере медицины, правозащиты и т. д. Это позволяет совместно принимать решения и развивать профессию.

«Мы многое уже успели сделать. С одной стороны, у нас увеличилась численность педагогов-психологов, работающих на разных уровнях образования. Наша команда – это почти 50 тысяч специалистов. Кроме того, к работе подключено около 400 центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Они работают не только в столицах регионов, но и в муниципалитетах. Мы считаем, что это мощный, важный ресурс поддержки образования», –обратила внимание Лариса Фальковская.

Психологи и многозадачность

«Работа психолога – это кропотливая и вдумчивая работа, которая требует решения большого количества задач», – рассказала Татьяна Чепель, главный внештатный педагог-психолог Новосибирской области, профессор кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного педагогического университета.

Она отметила, что есть три основных направления, которые включает в себя профессия педагога-психолога: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами. 

Педагог-психолог умеет работать с детьми и оказывает помощь каждому ребенку. Это и работа с ребятами с особыми образовательными потребностями или инвалидностью, и психологическая поддержка детей и подростков в период адаптации к новым условиям обучения, и сопровождение детей, у которых возникают трудности в освоении учебной программы, в социализации. Психолог помогает не только индивидуальными консультациями ребятам, например, столкнувшимся с проблемами во взаимоотношениях с одноклассниками, родителями,  учителем, но и работает со школьным коллективом, например с классом в ситуации буллинга (травли).

Психолог в образовательной организации помогает и учителям, у которых тоже могут быть самые разные трудности – от выгорания до проблем с детским коллективом или отдельным учеником.

И наконец, педагог-психолог готов работать и с родителями, например, оказывать им психологическую поддержку, особенно в современном мире, где они столкнулись с поколением «цифровых детей», которые не представляют свою жизнь без гаджетов и интернета.

Простыми словами о важном

Специалисту недостаточно самому знать способы решения проблемы. Ему нужно уметь донести их до родителей, педагогов и детей. Для этого он учится доступно объяснять и говорить о сложных понятиях простым языком.

«Когда с тобой разговаривают с позиции признания твоего опыта и твоих успехов в воспитании ребенка и объясняют простыми словами, в каком направлении необходимо сделать небольшой шаг, ты понимаешь, что способен на это. Благодаря этому у родителя возникает желание попробовать выполнить рекомендацию психолога, а так как действие простое и почти сразу виден положительный результат, появляется ощущение своей успешности как родителя», – рассказала Олеся Попова, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России» 2022 года, педагог-психолог Центра развития ребенка – детского сада № 198» (г. Воронеж).

Она также обратила внимание на то, что психологу важно объяснить все доступно и своим коллегам – учителям и воспитателям. Ведь они намного чаще общаются с родителями, и, если им известна и понятна проблема, могут передать им нужную информацию. Такая коммуникация помогает предотвратить кризисные ситуации в коллективе.  

«Психолог в первую очередь работает не на поиск экстренных случаев, не ждет серьезной ситуации, где срочно и оперативно нужно решать проблему, а работает на опережение», – добавила эксперт и обратила внимание на то, что пренебрегать этим членам педагогической команды ни в коем случае нельзя.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Несмотря на большой объем работы и все задачи, которые нужно решить, педагоги-психологи всегда находят время на саморазвитие. Они, как никто другой, понимают, как важно изучать новые приемы и методы психологической работы, которые отвечают запросам современных детей, а также родителей и педагогов.

«Педагоги-психологи – это народ, удивительно вовлеченный в свое профессиональное развитие», – отметила Татьяна Чепель.

И, что не менее важно, все необходимые инструменты для саморазвития у педагогов-психологов есть. В первую очередь это курсы повышения квалификации, обучающие мероприятия, которые проводят Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (ФКЦ по обеспечению психологической службы) и Центр защиты прав и интересов детей.

На официальных сайтах этих центров педагоги-психологи  также могут найти и необходимую методическую базу для своих практик. Кроме того, эксперты всегда окажут своевременную помощь: ответят на вопросы, дадут совет и т.д. Особенно важные и трудные темы обсуждаются с педагогами на вебинарах, к которым могут подключиться все желающие, в том числе представители профессионального сообщества педагогов-психологов.

ФКЦ по обеспечению психологической службы также запущен информационный телеграм-канал «Психологическое сопровождение педагогических работников», где публикуется полезная информация для педагогов-психологов, учителей и родителей, которые хотят лучше разобраться в этой теме. 

«Сейчас разрабатывается цифровая платформа психологической помощи», – рассказала Ольга Ульянина, руководитель ФКЦ по обеспечению психологической службы.

Дополнительно педагоги-психологи могут получить методическую поддержку, обратившись к сайту Федерации психологов образования России. На нем также есть рекомендованный список инструментов, программ, которые будут полезны психологам, работающим в детских садах, школах и колледжах.

«Мы видим, что развитие психологической службы действительно стремительное. И самое приятное, что это развитие обусловлено в первую очередь социальным запросом педагогических работников, классных руководителей, наших детей на эту помощь и поддержку», – добавила Ольга Ульянина. 

Конкурс «Педагог-психолог России»

Для психологов в сфере образования ежегодно проводится Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России». Он включает несколько этапов: муниципальный, региональный и федеральный. 

Конкурс предусмотрен Концепцией развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года.

В 2022 году Всероссийский конкурс «Педагог-психолог России» прошел в 16-й раз. 

«Конкурс – это мощнейшая поддержка твоего ресурсного состояния, понимание того, что тебе есть еще куда расти. Ты понимаешь, в каком направлении тебе нужно развиваться, и, что не менее важно, видишь, как и у кого учиться», – рассказала Олеся Попова, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2022».

Она отметила, что на конкурсе «Педагог-психолог России» царит особая атмосфера. Перед участниками открывается невероятный калейдоскоп возможностей: мастер-классы, состязания, общение с коллегами, экспертами и жюри. Кроме того, конкурс позволяет психологам в сфере образования под другим углом взглянуть на образовательный процесс, открыть для себя новые методики и найти единомышленников.

 

Источник: Российское образование 

Новое видео в базе знаний

Формирование предпосылок функциональной грамотности на уровне дошкольного образования
Ольга Бережнова
Просмотр (1:29:32)
Интегративные и «предметные» компоненты функциональной грамотности: рекомендации к внедрению
Ольга Бережнова
Просмотр (1:30:39)
Как школе составлять отчет о самообследовании в 2023 году
Галина Савиных
Просмотр (1:09:25)
Как школе составлять отчет о самообследовании в 2023 году. Часть 2
Галина Савиных
Просмотр (0:58:32)
ФОП дошкольного образования: путь к обновлению
Ольга Бережнова
Просмотр (1:25:08)
Изменения в нормативно-правовых актах федерального уровня в системе общего образования, актуальные для школы до окончания 2022-2023 учебного года
Марина Волчек
Просмотр (1:25:47)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

Рекламодателям
Договор оферты