Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Воспитание мальчиков и девочек. Педагогические инструменты для формирования гендерных отличий от фабрики игрушек «Весна».

Дети разного пола по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают – это два разных мира, которые начинают формироваться уже с самого рождения.

11.04.22

 Дети разного пола по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают – это два разных мира, которые начинают формироваться уже с самого рождения. Специфику пола, прежде всего, формируют особенности функционирования мозга мальчиков и девочек, очередность созревания психических функций, и, соответственно, различная организованность психических процессов.

Рождаясь более зрелыми, девочки обычно раньше начинают говорить, ходить, развиваться и созревать.

Конечно, родители интуитивно чувствуют различия в психике мальчиков и девочек и используют соответствующую модель воспитания: более ласковую с девочкой и строгую с мальчиком, опираясь на исторически сложившиеся стереотипы воспитания. Мальчики - воины, защитники и бойцы, а девочки - будущие матери и хранительницы домашнего очага.

Различия в психическом развитии мальчиков и девочек проявляются в такой сложной деятельности как игра. Обычно мальчики считаются более рациональными, смелыми и подвижными, но, вместе с тем, более возбудимыми, беспокойными, нетерпеливыми и несдержанными, а девочки в отличие от мальчиков проявляют большую усидчивость, чувствительность и импульсивность.

Поэтому игры мальчиков отличаются динамичностью и шумностью, чаще опираются на «дальнее зрение», поскольку для полноценного психического развития им требуется большее пространство (бегают друг за другом, бросают предметы в цель и др.). Если пространства в горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальное: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Игры девочек чаще опираются на «ближнее зрение», их игровое пространство четко обозначено: они предпочитают располагать фигуры на плоскости. Интересы девочек охватывают конкретные, близкие и понятные объекты непосредственного окружения, связанные чаще с бытом.

Круг интересов мальчиков достаточно широк и нередко выходит за пределы образовательной программы. Мальчиков можно назвать «творческими экспериментаторами» в игре: они стремятся разобраться в строении окружающих вещей, приспособить предметы и игрушки для различных целей, найти им неожиданное применение. У мальчишек часто «специально» ломаются игрушки, но это не неряшество, а выражение активного начала. Интересы девочек уже, их не привлекает устройство вещей, они склонны использовать игрушку функционально, по назначению, им необходимо оборудование, аналогичное предметам внешнего мира. Они реже ломают игрушки и производят впечатление более воспитанных и аккуратных.

Девочкам обычно легче даются гуманитарные науки, а вот с цифрами они чаще всего «не дружат». Увидев подобные «пробелы», вовсе не стоит волноваться, ругать и наказывать ребенка.

Специалисты рекомендуют развивать речевые навыки мальчиков с помощью рассказов по картинкам (отлично мальчишкам подойдут игры: «Рассказы по картинам. Важные профессии», игры из серии «Три кота», «Белка и Стрелка». А вот математические навыки девочек улучшатся благодаря играм на счет и составлению задач по картинкам, логическим играм.

 

Гендерные предпочтения в выборе игрушек проявляются очень рано, уже в возрасте полутора-двух лет в ситуации свободного выбора дети предпочитают игрушки, типичные для своего пола, а в 3-4 года - склонны считать игры противоположного пола «плохими». В этом возрасте дети активно играют с пластмассовыми игрушками и игрушками из ПВХ: мальчики предпочитают больше машины, оружие, военную технику, конструкторы, роботов, а девочек больше всего привлекают мягкие игрушки, куклы, пупсы, кукольная одежда, игрушечная посуда.

К 6 годам более интересными становятся игры своего пола, что связано с усилением половой дифференциации поведения и установок: ребенок осознает необратимость половой принадлежности и использует соответствующие полу стили поведения, а игры приобретают большую гендерную принадлежность.

Различия в сюжетно-ролевых играх мальчиков и девочек проявляются в тематике игр, предпочитаемых игровых сюжетах, выбираемых ролях. Мальчики наибольший интерес проявляют к играм, отражающим мужские профессии («Дальний рейс», «Седьмое небо», «Семь футов над килем»), играм с различными транспортными средствами («Транспорт»), к играм строительной, военно-приключенческой, героической тематики ( «Каменный топор», «Пирамида», «Тайна морских глубин» и другие). Девочек больше привлекают игры сказочной («Волшебный дождь», «Хозяйка морей» и другие) и семейно-бытовой («Счастливая семья») тематики.

Выбор ролей в игре соответствует традиционным мужским и женским ролям в реальной жизни. Мальчиков чаще привлекают мужественные герои, наделенные чертами смелости, силы, отваги (пожарный, военный, полицейский, ковбой, моряк, космонавт и др.), их игры ориентированы на общественные роли. Игры девочек в большинстве связаны с отражением семейных ролей (мама, воспитательница, врач, продавец и др.). Современные дети склонны также выполнять роли положительных (чаще девочки) и отрицательных (чаще мальчики) героев анимационных и художественных фильмов и мультфильмов. Для игр ребенок может выбрать куклу по профессиям и персонажей мультфильмов.

Учитывая гендерные особенности в процессе воспитания, обучения и игры, необходимо помнить, что оба пола психологически равноценны. Важно, чтобы в каждой семье росли счастливый мальчик и счастливая девочка!

Авторы: Демакова Ксения Андреевна — педагог-психолог высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества — Мемориал».
Бармина Екатерина Николаевна - педагог-психолог высшей квалификационной категории МКДОУ №85 г. Кирова.

Новое видео в базе знаний

Августовские совещания: содержание и алгоритм подготовки Часть 1
Галина Савиных
Просмотр (1:23:37)
Августовские совещания: содержание и алгоритм подготовки Часть 2
Галина Савиных
Просмотр (1:21:13)
Методическая работа в структуре деятельности образовательной организации
Зоя Каргина
Просмотр (1:33:52)
Формирование модели/плана методической работы учреждения дополнительного образования детей на учебный год
Зоя Каргина
Просмотр (1:30:25)
Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей: стимулы, векторы, принципы
Сергей Косарецкий
Просмотр (1:16:22)
Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей: универсальные и вариативные решения
Сергей Косарецкий
Просмотр (1:13:59)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

Рекламодателям
Договор оферты