Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней

Главная НовостиСпорам по экспертизе учебников подведен итог


Спорам по экспертизе учебников подведен итог

Приказ Министерства просвещения РФ об утверждении новой экспертизы учебников зарегистрирован Министерством юстиции и вступил в силу. Документ определяет, что всю власть над экспертизой теперь берет Минпросвещения РФ.

16.02.20

Приказ Министерства просвещения РФ об утверждении новой экспертизы учебников зарегистрирован Министерством юстиции и вступил в силу. Документ определяет, что всю власть над экспертизой теперь берет Минпросвещения РФ. Именно оно вправе назначить свои подведомственные организации на техническое обеспечение и сам процесс экспертизы, включая и подбор экспертов. А окончательное решение о включении того или иного учебника в федеральный перечень будет принимать подконтрольный чиновникам Научно-методический совет по учебникам.

Приказом Минпросвещения от 3 февраля 2020 года из состава Научно-методического совета по учебникам выведены бывший министр Минпросвещения Ольга Васильева и ее бывший зам Татьяна Синюгина. На смену им пришли первый замминистра просвещения РФ Павел Зенькович и чиновники департамента образовательной политики Минпросвещения РФ Эдуард Герасимюк и Антон Четвертков. Во главе Совета вместо Ольги Васильевой встал теперь Павел Зенькович.

[...] Кратко напомним, почему вообще возникла эта тема изменений. Все-таки был же там хоть какой-то намек на демократию. Изменения в порядке экспертизы были инициированы еще Ольгой Васильевой. После разделения министерства на два Министерство просвещения стало правопреемником Минобрнауки РФ по вопросу формирования федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательных организациях. И оно же завершило изменения в проведении экспертизы. Официальная версия для инициации изменений: процедура экспертизы должна существовать именно в независимом виде, а не проводиться за счет средств издательств. Ситуацию, при которой учебник поступает вместе с рецензией от того же издательства, посчитали порочной практикой.

И действительно, до принятия новой процедуры экспертизы издательства сами заказывали и оплачивали экспертизу в РАН, РАО, РАНХиГС и других организациях. Получали положительные отзывы, на основании которых их учебник и попадал в федеральный перечень. Перечень этот постоянно расширялся. Но полтора года назад пошли разговоры, что учителя тонут в этом огромном мире учебной литературы, которая к тому же постоянно пополняется. В то время как реально используют 25–30% книг из этого перечня. В результате Минпросвещения поручило экспертам Российской академии образования (РАО) провести дополнительную экспертизу. Поручить РАО дополнительную проверку федерального перечня рекомендовал Научно-методический совет по учебникам. И в РАО проверили 1118 учебников, 788 из них получили положительные заключения, 330 – отрицательные. При этом эксперты РАО на своем собрании заявили, что сама процедура экспертизы должны подвергнуться пересмотру, так как очень несовершенна. И призвали к «всенародному обсуждению» того, какой она должна быть.

Была создана комиссия по совершенствованию процедуры экспертизы. Попутно Научному совету РАО по цифровому образованию было поручено еще и подготовить предложения по экспертизе электронных учебников и учебных пособий.

Дальше случилась… временная тишина. Вопросы к Минпросвещения по этой теме отпали, потому что произошла смена кабинета министров. [...] И в результате вышло, что экспертиза стала государственной. Вот он лежит, утвержденный текст нынешнего приказа. В главе про экспертов, которые проверяют издание перед включением в федеральный перечень, написали, что теперь они будут нести персональную ответственность за любой учебник, которому дали добро. Их имена и фамилии издатель будет обязан опубликовать на обороте титульного листа. Если рецензент вдруг пропустит ошибки, отвечать будет наравне с авторами некачественного пособия. Появилась еще одна норма – экспертное заключение всем учебникам будет выдаваться сроком на пять лет. Это нужно для того, чтобы информация была актуальной и регулярно обновлялась. [...]

Справедливости ради напомним, что, как только проект экспертизы вышел из-под пера, представители Российской академии наук (РАН), эксперты в сфере образования и депутаты Госдумы выступили с критикой в адрес Министерства просвещения России из-за внесенных изменений в действующий порядок экспертизы. По мнению известного психолога Александра Асмолова, тот факт, что процесс проведения экспертизы учебников теперь будет сконцентрирован исключительно в руках Минпросвещения, может привести к ухудшению качества контента учебников, а также еще большей монополизации рынка. Сами авторы учебников приводили примеры, что уже в результате зачисток федерального списка учебников, резко поменялось соотношение количества учебников в пользу одного из издательств. В Минпросвещения тем не менее реагировали на отрицательные отзывы спокойно, заявляя, что после принятия изменений в проведении экспертизы беспокоиться за качество учебников уже не придется, потому что государство берет на себя ответственность за учебники и сможет непредвзято подойти к этому вопросу. Кстати, нынешний министр просвещения РФ Сергей Кравцов вывел себя из состава научно-методического совета по учебникам. Смысла нет. Все равно вся власть над учебниками принадлежит его ведомству.

И все равно новая экспертиза не всех устраивает. Депутат Госдумы РФ Олег Смолин, например, считает, что необходимо сделать экспертизу не зависимой не только от издательств, но и от Минпросвещения.

Источник: вести образования

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Какие проблемы из перечисленных по Вашему мнению наиболее актуальны?

Обеспечение функционирования ВСОКО
Локальное нормативное регулирование ВСОКО
Внутришкольный контроль и самообследование
Связь внешней и внутренней оценки качества образования
Система отметок и оценочных шкал
Организация и проведение промежуточной аттестации
Информационно-аналитическое обеспечение оценочной деятельности
Федеральные требования к сайту образовательной организации
Независимая оценка качества образования
Самоаудит сайта. Эффективная обратная связь





Получите неограниченный доступ к Базе знаний всего за 250 рублей в месяц


Новое видео в базе знаний

Цифровая трансформация образования
Елена Петряева
Просмотр (1:27:58)
Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Лариса Кудрова
Просмотр (1:05:29)
Бонусы и риски введения новых профстандартов
Ольга Бережнова
Просмотр (1:22:13)
Профессиональный стандарт "Руководитель общеобразовательной организации": проект
Ольга Бережнова
Просмотр (1:23:55)
Общие вопросы мониторинга личностных образовательных результатов
Галина Савиных
Просмотр (1:08:36)
Организация мониторинга личностных образовательных результатов
Галина Савиных
Просмотр (1:02:56)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@edu-m.ru 

(по вопросам работы личного кабинета члена АРОО и доступов для просмотра видео в "Базе знаний")

 

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018